Изменим финансовую политику и преодолеем бедность

День финансиста отмечается 8 сентября. Финансисты выполняют нужную и полезную работу на предприятиях, в компаниях – определяют доходы и расходы, оптимизируют налогообложение. Но многое удивляет в действиях Министерства финансов и Центрального Банка России. Именно эти два ведомства определяют основные направления и эффективность финансовой политики в стране. Министерство финансов всё в больших масштабах выпускает облигации федерального займа (ОФЗ), наращивая государственный долг с 12% от валового продукта в 2020 году до 21% в 2023 году. Это будет уже больше всех расходов федерального бюджета. Кому это выгодно? Банкам и финансовым спекулянтам, включая иностранных. Купил этих облигаций и «стриги купоны» под 5-6 процентов. Спокойно, выгодно, не надо рисковать вложениями в строительство и реконструкцию предприятий.

И это при том, что накоплено почти 14 триллионов рублей в Фонде национального благосостояния. Спрашивается, зачем занимать и наращивать долг, если и без того много денег в резервах? Теперь вам понятно, в чьих интересах работает Министерство финансов. Второй пример мудрой финансовой политики: большинству региональных бюджетов не хватает средств даже на текущие расходы: больницы, школы, детские сады, местные дороги. Почти 3 триллиона рублей задолжали региональные бюджеты, почему не решить эту проблему за счет 14 триллионов накопленного фонда? На коротком денежном поводке надо держать регионы – ответ на этот вопрос.

Центробанк, по его словам, проводит «нейтральную денежно-кредитную политику», которая состоит в том, что ключевая ставка (сегодня это 6,5%) изменяется вслед за инфляцией. Не упреждение инфляции, а следование за ней.  Когда повышается ключевая ставка, растут ставки по кредитам, которыми уже опутана почти половина населения из-за низких доходов. Растут и цены, так как предприниматели эти повышенные ставки закладывают в цену товаров, торговля, например, не может работать без кредитов, так и строительные организации, и многие другие. Получается, что Центробанк не сдерживает, а разгоняет инфляцию, препятствует кредитованию промышленности, сельского хозяйства, транспорта. О том, как Центробанк выполняет еще одну свою основную функцию, которая записана в Конституции, ‒ это поддержка стабильности национальной валюты, говорить не приходится. Рубль периодически девальвируется, импорт становится все дороже и цены растут. А в закромах Центробанка – более 600 миллиардов долларов, которые трогать почему-то нельзя. Вот такая финансовая политика, поэтому не стоит удивляться, что экономика медленно развивается.

Избыточный рост резервов и масштабный отток капитала из страны определяют низкие доходы населения.

Финансовая политика, бюджет без откатов могут только тогда быть успешными и целенаправленными, когда выборы без подтасовок, и в стране существует реальная политическая и экономическая конкуренция.

Нет фундамента, нет и дома. Не научишь различать причину и следствие, форму и содержание, не будешь понимать, почему растут или снижаются доходы бюджета. Сто слов достаточно у сегодняшних чиновников, чтобы все понять и объяснить. Можно просто на пальцах объяснить желаемое.

Отметим четыре проблемы, решение которых позволит улучшить бюджетную и налоговую политику в стране:

‒ В периоды кризисов налоговая нагрузка на предпринимателей снижается с тем, чтобы стимулировать деловую активность, расширить налоговую базу и увеличить поступления в бюджет. Это обычная практика экономически развитых стран.

‒ Необходимо снизить ставки обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды с 30 до 25%, а для малого бизнеса до 10%, иначе большое число малых и средних компаний подвергнется банкротству и вырастут объемы «теневой зарплаты». Об этом красноречиво свидетельствует практика последних месяцев.

‒ Министерству финансов подчинены Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и федеральная служба по финансовому мониторингу, которые осуществляют взаимодействие со Счетной палатой РФ и региональными финансовыми контрольными органами.

Необходимо создать систему надежной профилактики и контроля в сфере государственных и муниципальных закупок, где по данным Контрольного управления при президенте осуществляется прямое казнокрадство бюджетных средств до одного триллиона рублей в год. Ведь достаточно сопоставить цены закупок с рыночными и мировыми ценами, чтобы определить «взаимодействие» распределителей бюджетных средств с бюджетополучателями.

‒ В структуре доходов федерального бюджета медленно снижается доля доходов от экспорта сырьевых, топливно-энергетических ресурсов, алюминия в чушках, полуфабрикатов из металла, а доходы от развития обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства не позволяют быстро решать социальные вопросы.

Необходимо увеличить вывозные пошлины на сырьевые товары и снизить до нуля (плюс экспортные кредиты) на готовую продукцию. Для того, чтобы изменить эту тенденцию на противоположную, когда доходы бюджета будут в возрастающей степени наполняться за счет развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, массового строительства жилья.

Надо, чтобы российский фондовый рынок не был притягательным местом для международных финансовых спекулянтов с большими объемами «свободных» средств, когда акции российских компаний и облигации федерального займа (пусть через посредников) станут предметом перепродаж и их курсы будут устанавливаться вне зависимости от реальной стоимости российских компаний. Биржевая игра с акциями – это игра с российской собственностью, надо, чтобы вся эта собственность не оказалась в руках транснациональных компаний, когда вслед за потерей экономической самостоятельности уйдет и политическая. Но процесс идёт.

У пенсионеров, у большинства работающих рост цен съедает все надбавки к пенсиям, к зарплате. В этом году цены опять вырастут на 6-7 процентов. Это в среднем. Но на продовольствие (хлеб, крупа, молоко, овощи, фрукты) рост будет еще больше. Это ненормально. В Европе, США, Японии цены так не растут. У нас уже цены на продовольствие, бензин, авиабилеты выше, чем в целом ряде других «рыночных» стран.

Цены на авиационный керосин, на электроэнергию, бензин, железнодорожные перевозки уже привели к тому, что европейская часть России все больше обособляется от Сибири и Дальнего Востока. Сибирь и Дальний Восток все больше зависят от поставок продовольствия, лекарств, машин и оборудования, из стран-соседей: Китая, Кореи, Японии. Соседям нужны только лес, нефть, земля, пространство для развития своего капитала. С «территорий опережающего развития» продолжают уезжать люди.

Мало кто обратил внимание, что затраты на добычу нефти, газа, угля за последние три года уже выросли более чем на 100 процентов. Вслед за этим ростом, увеличатся и цены на многие товары, включая продовольствие. Через 5-7 лет можно прийти к тому, что цены на нефть и газ не будут оправдывать издержки на добычу и транспортировку. Требуются ведь громадные капиталовложения на освоение новых месторождений. На что тогда будем покупать лекарства, продовольствие, машины, медицинскую технику, если экспорт нефти станет невыгоден, убыточен?

Надо также ликвидировать основной источник коррупции – он в слабой финансовой дисциплине и свободном ценообразовании, когда охота за сверхприбылью, причем быстрой, становится главным мотивом поведения предпринимателей. В развитых странах профсоюзы, общество потребителей не допускают, чтобы прибыль по отношению к затратам превышала 20 процентов. Там все радуются, когда рентабельность больше, чем 10 процентов. Этой рентабельности достаточно, чтобы окупить затраты и развивать производство. В противном случае – это «грабеж» покупателя, потребителя. Надо оглянуться вокруг. В США, например, есть налог на сверхприбыль. Он доходит до 90 процентов. Японский парламент при обсуждении бюджета рассматривает уровни цен на наиболее важные товары.

До сих пор миллиарды преступных денег отмываются, а бюджетных – разворовываются через фирмы-однодневки. Надо ужесточить условия открытия счетов в банках. Банки должны хорошо знать своих клиентов. Надо запретить физическим и юридическим лицам открывать счета в туманных офшорных зонах. Миллиарды туда вывозятся. Счета должны быть только в российских банках или в двух открытых российских офшорах.

В настоящее время торговые организации имеют рентабельность 30 и более процентов. Рентабельность в сельском хозяйстве у производителей мяса, молока, картофеля не достигает и 10 процентов. Надо установить пределы торговых наценок. В оптовой торговле – не более 10 процентов от цены производителя, в розничной торговле – не более 20 процентов от оптовой цены. За нарушения – крупные штрафы.

ЛДПР вносила на рассмотрение Государственной Думы законопроект о регулировании цен, в котором предлагалось вместе с рассмотрением бюджета утверждать на год верхние пределы цен на основные продовольственные товары. Законопроект был отклонен послушным большинством. В новой Госдуме мы вернёмся к этому законопроекту, предложим необходимые изменения в финансовой политике, чтобы не было бедности и безработицы ни в одном регионе нашей страны.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020