Кирилл Черкасов потребовал провести аудит итогов мусорной реформы за последние два года

24 марта в Госдуме РФ состоялось очередное рабочее совещание Комитета по экологии и охране окружающей среды совместно с Комитетом по контролю и регламенту, на котором рассматривался экспертно-аналитический отчет «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации, в части ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами», подготовленный Счетной Палатой РФ

Депутат Государственной Думы Кирилл Черкасов отметил, что на совещании обсудили действующие территориальные схемы по обращению с твёрдыми бытовыми отходами:

- По мнению целого ряда экспертов, эти схемы были разработаны без необходимого научного-технического обоснования. Вне программного финансирования оказался весь инновационный цикл, включая научные разработки, в области утилизации мусора и схем обращения с отходами, в том числе с учетом задачи перехода на экономику замкнутого цикла на основе схем обращения со вторичными материальными ресурсами. Как итог, не удалось достигнуть даже заданных в госпрограммах показателей по доле переработки отходов. Ведь, опираясь только на устаревшие технологии сортировки и компостирования и не внедряя современные инновации, сложно существенно поднять реальный процент полезных фракций, направляемых на сырье для вторичного использования.

"В результате, как правильно отметили мои коллеги, мусорная реформа буксует. В ряде регионов она попросту провалена: заканчиваются площади на полигонах, на которые можно законно вывозить мусор. Не говоря уже о бесконечных проблемах с региональными мусорными операторами.

Например, за мусорный коллапс, случившийся в январе в Кировской области, так никто и не ответил. Как никто не ответил и на вопрос: почему региональный оператор, зная о возможности наступления неблагоприятных последствий, допустил эту ситуацию?

При этом профильные ведомства, увы, пока не предлагают действенных механизмов по кардинальному решению всех этих проблем.

Считаю, что ситуация с ходом мусорной реформы должна обсуждаться с привлечением научно-экспертного сообщества и общественников. Должен быть проведён глубокий аудит итогов реформы за последние два года, опирающийся на научно обоснованную методологию. Причём сделано это должно быть по каждому региону отдельно", - добавил Кирилл Черкасов.

Кирилл Черкасов считает, что в рамках такого аудита должны быть даны ясные ответы на следующие вопросы:

- Сколько было построено мусороперабатывающих заводов и каков их реальный процент переработки с выделением вторсырья?

- Куда именно направляется это вторсырье, декларируемое по бумажным отчетам?

- Какие инновационные технологии были внедрены?

- Какие цели и задачи были достигнуты?

- За счет каких программных мероприятий планируется обеспечить выполнение Указа Президента РФ от 8 февраля 2021 года №76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений»? В том числе в сфере обращения с ТКО, чтобы кардинально изменить ситуацию как в технологическом отставании, так и в отсутствии научно обоснованных подходов к разработке терсхем в увязке с переходом на экономику замкнутого цикла?

- И в заключении, нужно ответить на вопрос, а целесообразно ли было вводить новый "мусорный налог", если по итогу граждане не получили улучшения качества мусорной инфраструктуры?

Добавим, Кирилл Черкасов предложил представителям ППК «Российский Экологический Оператор» сделать развёрнутый доклад на эту тему на площадке комитета.

@smilemakc © 2020